Успехи

В ноябре 2024 уполномоченному по защите прав предпринимателей

в Кемеровской области – Кузбассе Елене Чуриной поступило обращение предпринимателя о нарушениях региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами установленного порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно обращению предприниматель направил региональному оператору заявку на заключение вышеуказанного договора, в которой указал сведения о графике вывоза контейнеров и способе определения объема услуг по договору. Однако региональный оператор подготовил для подписания проект договора, в котором условия заявки предпринимателя не учитывались.

Уполномоченным установлено, что рассматривая заявку предпринимателя региональный оператор определил способ учета объема ТКО на свое усмотрение, без учета волеизъявления потребителя, чем ограничил его в праве выбора этого способа самостоятельно и нарушил установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и порядок коммерческого учета объема ТКО, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2024 № 671.

С целью восстановления нарушенных прав предпринимателя уполномоченный обратился в органы прокуратуры с заявлением о проведении проверки по вышеуказанным фактам.

В результате проведенной проверки доводы о нарушении прав предпринимателя подтвердились. В связи с выявленными нарушениями прокурором руководителю регионального оператора внесено представление. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования региональный оператор восстановил нарушенные права предпринимателя

02.10.2024 уполномоченному по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе Елене Чуриной поступило обращение субъекта предпринимательства о нарушениях бюджетным учреждением условий муниципального контракта в части сроков оплаты выполненных работ.

Согласно жалобе между учреждением и юридическим лицом заключен муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту бюджетного учреждения на сумму 3 199 240 рублей.

По условиям Контракта оплата выполненных работ производится Заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Основанием для оплаты работ являются подписанные акт сдачи-приемки выполненных работ, счета, счет-фактура, выставленные Подрядчиком.

Уполномоченным было установлено, что субъектом предпринимательства работы по контракту выполнены в полном объеме. Заказчиком результаты работ приняты и соответствующие документы подписаны еще 13.09.2024. Между тем, учреждение свои обязательства по оплате выполненных работ не исполнило.

После обращения представителя юридического лица

к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе в оперативном порядке в адрес руководителя учреждения направлено обращение с требованием о погашении имеющейся задолженности и информацией о персональной ответственности руководителя за нарушение законодательства о контрактной системе в части сроков оплаты товаров (работ, услуг) по государственным контрактам.

По итогам рассмотрения обращения уполномоченного уже 04.10.2024 задолженность по контракту погашена полностью.

Таким образом, при содействии уполномоченного, удалось в кратчайшие сроки добиться восстановления нарушенных прав и интересов субъекта предпринимательской деятельности. 

03.10.2024 уполномоченному по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе Елены Чуриной поступило обращение представителя юридического лица (далее – Общество) о нарушениях условий государственного контракта Заказчиком.

Из обращения следовало, что Заказчик предъявил Обществу требования о выполнении работ, не предусмотренных контрактом. При этом за невыполнение указанных работ Заказчик оставил за собой право на применение к Обществу предусмотренных контрактом штрафных санкций и на односторонний отказ от исполнения контракта.

Оценив доводы Общества и пояснения Заказчика по доводам жалобы, уполномоченный установил, что работы, выполнение которых требовал Заказчик, действительно не предусмотрены ни условиями заключенного контракта, ни техническим заданием к контракту. Дополнительное соглашение на выполнение не предусмотренным контрактом работ между сторонами не заключалось. При указанных обстоятельствах требования Заказчика нельзя признать законными.

С учетом указанного и в целях защиты интересов заявителя уполномоченный обратился к Заказчику с мотивированным письмом о необходимости прекращения нарушений прав Общества.

По результатам рассмотрения обращения уполномоченного нарушения устранены.

К уполномоченному по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе обратился его общественный помощник, работающий в одном из городских округов региона. Он сообщил о поступающих жалобах предпринимателей округа

о том, что в муниципальном образовании с нарушением действующего законодательства реализуется постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 26.07.2022 № 495 «Об установлении срока продления срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и порядка их продления» (далее – Постановление № 495). Указанное Постановление принято в 2022 году в качестве одной из мер поддержки бизнеса в условиях санкционного давления.

Постановлением № 495 предусмотрена возможность продления срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) без проведения торгов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Кемеровской области — Кузбасса или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области — Кузбасса сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2026, на срок до 7 лет в порядке, установленном постановлением.

Продление срока действия договоров на размещение НТО осуществляется на основании заявления субъекта предпринимательской деятельности в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с которым заключен соответствующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, с указанием предполагаемого срока продления указанного договора в пределах 7 лет путем заключения между уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом дополнительного соглашения к вышеуказанным договорам.

Однако при обращении предпринимателей городского округа в орган по управлению муниципальным имуществом им предлагалось заключить новый договор, установив при этом плату за размещение НТО на основании нового отчета об оценке, выполненного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» либо продлить договор, но при условии изменения размера платы за размещение НТО на основании нового отчета об оценке.

Вместе с тем уполномоченным установлено, что положениями Постановления № 495 предусмотрено именно продление договора на размещение НТО, а не заключение нового договора в пределах семилетнего срока. При этом размер платы за размещение НТО определяется при заключении договора на размещение НТО и возможность его изменения

в период действия данного договора постановлением № 530 не предусмотрена. Таким образом, включение в дополнительное соглашение, указанное в пункте 2.2 Постановления № 495, условия об изменении размера платы по договору на размещение НТО противоречит положениям постановления № 530.

Доводы уполномоченного поддержал и разработчик Постановления

№ 495 – Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса.

В целях восстановления прав предпринимателей в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа было направлено соответствующее заключение с разъяснением мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов субъектов предпринимательской деятельности городского округа. Права предпринимателей были восстановлены.

К уполномоченному поступила жалоба заявителя о несогласии с решением муниципальной комиссии об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Как следует из жалобы и установлено уполномоченным заявителем в Управление социальной защиты населения городского округа (далее – Управление) подано заявление на предоставление государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта для организации индивидуальной предпринимательской деятельности по предоставлению услуг населению

и организациям по уборке квартир, жилых домов, офисов.

В соответствии с уведомлением Управления решением соответствующей муниципальной комиссии (далее – Комиссия) заявителю отказано в предоставлении вышеуказанной социальной помощи в связи

с согласием Комиссии с фактами, изложенными в заключении

о неэффективности и (или) невозможности выполнения гражданином (членами семьи гражданина) мероприятий проекта программы социальной адаптации.

Решение Комиссии основано на информации, полученной из представленных документов, а также в ходе беседы с заявителем, а именно: отсутствие соответствующего образования, отсутствие опыта в выбранном направлении деятельности, а также клиентской базы (так как предусмотрено ведение деятельности в сфере услуг), наличие в городе большого количества подобных услуг.

Рассмотрев представленные заявителем документы, уполномоченный пришел к выводу о нарушении порядка принятия решения о предоставлении (или отказе в предоставлении) государственной поддержки.

В частности, в соответствии с законодательством Комиссия после получения пакета документов заявителя от Управления определяет ответственных членов комиссии для разработки проекта программы социальной адаптации и уведомляет гражданина о дате встречи с членами комиссии с целью совместного составления проекта программы социальной адаптации. Члены комиссии в назначенную дату совместно с гражданином (при необходимости с совершеннолетними членами его семьи) с учетом положений методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, составляют и подписывают в двух экземплярах проект программы социальной адаптации. При этом при разработке проекта программы социальной адаптации учитывается необходимость оказания содействия гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в той отрасли, в которой гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность.

В нарушение требований законодательства заявитель не была приглашена на встречу с членами комиссии с целью совместного составления проекта программы социальной адаптации, участие

в совместном составлении программы не принимала. Кроме того, при вынесении решения довод Комиссии о наличии в городе большого количества подобных услуг не был подтвержден каким-либо образом, сведения о количестве предпринимателей, оказывающих аналогичные услуги в городском округе, не были проанализированы. Таким образом, уполномоченный пришел к выводу о нарушении прав заявителя при вынесении решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. После обращения в прокуратуру права заявителя были восстановлены.

В адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей

в Кемеровской области – Кузбассе поступила коллективная жалоба

от предпринимателей одного из муниципальных округов, оказывающих услуги населению по перевозке твердого топлива (угля).

Как следует из жалобы, в целях доставки угля, приобретенного гражданами, проживающими в жилых домах, физические лица заключают договор оказания услуг по перевозке твердого топлива (угля) с заявителями. При этом, как указано в жалобе, для отгрузки угля представители топливоснабжающей организации, осуществляющей реализацию топлива населению по льготной цене (далее – ТСО), несмотря на наличие

в установленном порядке оформленной доверенности с перевозчиками,

требуют личное присутствие покупателя, с которым заявителем заключен договор, а также оригинал такого договора.

Как следует из пункта 2 статьи 3 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 03.07.2020 № 69-ОЗ «О льготных ценах (тарифах) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, твердое топливо, сжиженный газ на территории Кемеровской области – Кузбасса» (далее – Закон № 69-ОЗ) льготные цены на твердое топливо устанавливаются для граждан при наличии в жилых объектах печного отопления. Порядок реализации гражданам твердого топлива

по льготной цене, установленной в соответствии с Законом № 69-ОЗ, утвержден постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 01.12.2021 № 722 (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка реализация твердого топлива по льготной цене осуществляется топливоснабжающей организацией (далее - ТСО), осуществляющей свою деятельность в границах муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса, на территории которого проживает гражданин, в отношении которой в соответствии с действующим законодательством установлены цены и льготные цены на реализуемое гражданам твердое топливо. В соответствии с пунктом 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса осуществляют организацию обеспечения граждан твердым топливом по льготной цене в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением администрации муниципального округа утверждено Положение об организации снабжения населения твердым топливом (углем) в муниципальном округе. Согласно Положению для покупки (выписки) топлива в пределах норматива потребления коммунальной услуги

по отоплению граждане предоставляют в ТСО следующие документы: паспорт гражданина РФ или иной документ, подтверждающий регистрацию гражданина на территории муниципального округа; технический паспорт на жилое помещение многоквартирного дома или жилой дом (домовладение). Кроме того, право выписки топлива предоставляется, в том числе, доверенному лицу, при наличии паспорта доверителя, доверенности. Иных документов муниципальный правовой акт не предусматривает.

Таким образом, действия ТСО в части требования у предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке населению, обязательного личного присутствия покупателя угля и предоставления ТСО договора оказания услуг по перевозке твердого топлива (угля) не имели правовых оснований.

В соответствии с пунктом 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса взаимодействуют с организациями различных форм собственности для проведения оценки качества оказываемых услуг ТСО, а также осуществляют контроль за обеспечением граждан твердым топливом по льготной цене. Вместе с тем, обращение уполномоченного в адрес администрации муниципального округа с указанными выше доводами не привели

к принятию мер по соблюдению прав и законных интересов, как получателей твердого топлива, так и предпринимателей, оказывающих услуг по его перевозке. В связи с изложенным уполномоченный обратился в органы прокуратуры с просьбой принять меры прокурорского реагирования. В ходе прокурорской проверки доводы уполномоченного нашли свое подтверждение, в адрес ТСО было внесено соответствующее представление, и незаконные требования были отменены.

В начале апреля 2023 года в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе Елены Чуриной поступило обращение от индивидуального предпринимателя, ведущего деятельность ателье по пошиву одежды в одном из муниципальных образований Кузбасса.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании договора аренды недвижимого имущества предпринимателю было предоставлено во временное владение и пользование помещение, в котором предприниматель в течение нескольких лет осуществлял свою деятельность. Данное помещение еще в 2021 году нормативным правовым актом муниципалитета было включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с законодательством государственное и муниципальное имущество, включенное в указанный перечень, должно использоваться в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приватизация такого имущества возможна в заявительном порядке (по инициативе предпринимателя) при соблюдении ряда условий.

Несмотря на изложенные выше обстоятельства, в отсутствие соответствующего заявления предпринимателя, арендуемое им помещение в марте 2023 года представительным органом муниципалитета было внесено в прогнозный план приватизации на 2023 год. А в апреле текущего года постановлением администрации муниципального образования исключено из перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом муниципальным законодательством установлен закрытый перечень оснований для исключения муниципального имущества из перечня, предназначенного для субъектов МСП (имущество невостребованное, в аварийном состоянии и т.п.). Ни одно из предусмотренных оснований в данном случае не имело место.

В ходе рассмотрения обращения предпринимателя уполномоченным в адрес главы муниципального образования было направлено обращение, содержащее разъяснение о нарушении действующего законодательства при принятии решения об исключении помещения, арендуемого предпринимателем, из перечня имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам МСП, влекущее нарушение прав и законных интересов заявителя.

Поскольку после получения заключения уполномоченного, незаконный нормативный правовой акт не был отменен, уполномоченный обратился в органы прокуратуры с просьбой принять меры прокурорского реагирования.

По доводам обращения уполномоченного в защиту прав индивидуального предпринимателя прокуратурой была организована проверка, в ходе которой нарушения действующего законодательства об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и арендуемого субъектами МСП, были подтверждены, а в адрес главы муниципального образования внесено соответствующее представление.

В результате принятых мер постановление администрации муниципального образования было отменено как противоречащее действующему законодательству, помещение, арендуемое предпринимателем, представительным органом муниципалитета исключено из прогнозного плана приватизации на 2023 год.

Таким образом, при участии уполномоченного удалось добиться отмены незаконного решения органа местного самоуправления и сохранения действующего бизнеса.

4 мая 2023 года в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе Елены Чуриной поступила жалоба от субъекта предпринимательской деятельности о нарушении прав со стороны государственного учреждения в части несоблюдения сроков оплаты по государственному контракту.

Согласно жалобе между государственным учреждением и предпринимателем был заключен государственный контракт на поставку расходных материалов и комплектующих для оргтехники на сумму 240,5 тыс. рублей. Условиями контракта предусмотрено, что оплата по контракту осуществляется по факту поставки всего товара, предусмотренного спецификацией, в течение 7 рабочих дней после представления заказчику установленных контрактом документов.

Предприниматель выполнил свои обязательства по поставке товара в полном объеме, в связи с чем сформировал в электронной форме документ о приемке товаров, работ, услуг, который был подписан электронной цифровой подписью заказчика без замечаний.

Между тем, учреждение свои обязательства перед предпринимателем по оплате поставленных товаров в установленный срок не выполнило. Кроме того, на претензию предпринимателя учреждение никак не отреагировало.

После обращения предпринимателя к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе в оперативном порядке в адрес руководителя учреждения было направлено обращение с требованием о погашении задолженности и информировании о персональной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в части сроков оплаты товаров (работ, услуг) по государственным контрактам.

По итогам рассмотрения обращения уполномоченного уже 16 мая 2023 года задолженность по контракту была погашена в полном объеме.

Таким образом при содействии уполномоченного в кратчайшие сроки удалось добиться погашения задолженности по государственному контракту и восстановления нарушенных прав предпринимателя. 

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть